Автор:  Женя Онищенко, Designer Grape. Ред. О. Казакова

Как дизайнеру придумывать идеи

Женя Онищенко, дизайнерка агентства креативных решений Grape рассказала Cases о том, как генерировать идеи, учиться видеть больше, работать со своим вкусом и насмотренностью. Мы сделали конспект видеолекции.

Когда говорят об обучении дизайнера, в основном акцентируют внимание на технических навыках, особенно когда имеют в виду начинающих. Но я считаю, что генерировать идеи, видеть что-то нестандартное — это важный скилл креативных людей. Его нужно постоянно развивать. В развитии творческого мышления заметную роль играет насмотренность — умение находить интересные идеи во всем, что вас окружает. Это все, что вы любите и чем интересуетесь: путешествия, проекты. По сути, это «третий глаз» дизайнера.

1. Путешествуйте. Не обязательно ехать за границу. Главное, менять свое окружение. Посещайте музеи и выставки, обращайте внимание на указатели, навигацию в городе, фасады домов. Представьте, что каждый город имеет свою айдентику, старайтесь замечать детали.

Я люблю заходить в книжные и фотографировать книги и их верстку интересные развороты с учебной литературы. На улицах фотографирую плакаты и афиши. Потом фото можно использовать как референс, подсмотреть интересную верстку, дизайн обложки или найти решение для своей задачи.

Пример сохранения городской идентичности — проект «Буквы в городе» Сергея Ровинского. Сергей пытается сохранить уникальные шрифты и показать старые вывески, таблички и другие объекты Одессы, которые теряются из-за наружной рекламы. Он ищет таблички в архивах и на фото, а также фиксирует на камеру то, что сохранилось в городе, и размещает в блоге.

Еще один проект, который может вам пригодиться — «Одежда из Европы» Андрея Щербины. Он о винтажных необычных логотипах на одежде из секонда.

Проєкт «Букви в місті»

2. Анализируйте.
Анализируйте все, что вам нравится и не нравится. Проговорите для себя / запишите, почему вам что-то понравилось или нет. И попробуйте повторить. Но не копируйте картинку, попытайтесь повторить подход. Действительно важно не делать бездумных копий.

Ведь сразу заметно, когда человек просто следует трендам, но не понимает конечной задачи, которую должен решать дизайн. Относитесь к работе ответственно. Изучайте дизайн, архитектуру и искусство — они помогут развить эстетический вкус.

3. Фотографируйте.
Фотография развивает чувство композиции, и вы замечаете больше деталей. Не обязательно фотографировать на профессиональную камеру, можно делать это в свое удовольствие на телефон.

Я вот собираю разные «диковинки» у себя в хайлайтс: красивая тень на стене, двери из лишних досок, паттерн прямиком в луже, разбитое зеркало, которое уже разрисовали граффити.

4. Пополняйте «ларчик образов». Постоянно следите и пополняйте свой запас образов, смотрите фильмы и записывайте мысли. Наблюдайте за людьми, у которых есть вкус (это не обязательно фотографы или дизайнеры).

Следите за фэшн-индустрией — она всегда на шаг впереди. Если хотите, чтобы ваш дизайн выглядел инновационным, подсматривайте там цвета, паттерны, концепции образов. Например, на одном из показов коллекции одежды Jacquemus можно увидеть яркие цвета и взять на заметку саму концепцию показа в лавандовом поле Прованса.

Текстильные паттерны — тоже классная вещь, если вы работаете с упаковкой. Среди них можно найти много референсов. Если имеете дело с детскими продуктами — загляните в детскую фэшн-сферу. Там тоже много красивых иллюстраций и паттернов. Среди них можно найти нужное направление дизайна и эмоцию.
Советую не ограничиваться техническими навыками и привычными инструментами.

Подсматривайте в другие сферы, смотрите, как можно иначе воплотить концепцию, нестандартно показать ее в презентации. Ищите свежий взгляд и берите на вооружение.

Как искать идеи

1. Мыслите широко. Не ограничивайтесь собственными профессиональными знаниями. Людям свойственно искать решение в сферах, в которых они компетентны. Не бойтесь залезать на чужую территорию, быть «не профи» и искать решения там, где их никто не ищет. У новичков нет ограничений, они не боятся нарушать каноны. Поэтому советую вам мыслить, как новичок. Позволяйте своему внутреннему ребенку находить классные идеи. Залезайте на чужие территории и пробуйте то, что еще никто не делал.

2. Мыслите системно. Если в задании есть дерево, то надо видеть не только дерево, но и листочек, и целый лес. Чем больше вы проработали свою идею, продумали нюансы (вы видите ее в развитии), тем легче будет с ней работать. В добавок, это сделает вашу идею более утонченной и глубокой. Всегда понимайте для чего вы используете тот или иной прием, для кого вы это делаете, какую функцию будет выполнять ваш дизайн.

3. Используйте аналогии. Это классный инструмент. Есть несколько типов аналогий: прямая (например, как в природе), символическая (метафора), эмпатия (представьте себя тем или иным объектом и попробуйте почувствовать мир, как он), фантастическая (с позиции супергероя).

Пример прямой аналогии — лестница в Ватикане. Если смотреть сверху, она напоминает мушлю. Также к прямой аналогии принадлежит органическая архитектура Гауди. Он вдохновлялся совершенством природы и первым перенес законы природы на архитектуру.

Коллекция бренда COS — еще одна аналогия; коллекция основана на принципах школы дизайна Bauhaus. Все вещи коллекции геометрической формы и выполнены в монохромной палитре, как и само здание школы.

Ребрендинг Airbnb. В результате ребрендинга дизайнеры разработали знак-метафору в которую вложили три основные образы компании: любовь, людей и места. Знак «А», или «belo», как ее называет Airbnb. Знак «belo» образовался от англ. «Belonging» - принадлежность. Этот символ является метафорой безопасности, где бы ты ни был. Советую полистать блог Airbnb о дизайне — можно вдохновиться не хуже, чем на Behance.

Pinterest — это метафора мудборда, что они и показали в логотипе-булавке.

На самом деле, вокруг нас много метафор, но мы часто их не замечаем, потому что слишком привыкли к этому явлению. Метафоры везде. Проверьте иконки на телефоне, на рабочем столе или на сайте интернет-магазина, там тоже есть метафоры: корзинка для мусора, иконка системных настроек, корзина на сайте интернет-магазина — все это метафоры.

Метафора как инструмент важна для дизайна, ведь через нее можно передать впечатления, близкие людям, и обратиться к эмпатии.

4. Превращайте обычные вещи и явления в необычные и наоборот.
Наделяйте одни объекты свойствами других. Например, в государственном музее Амстердама время от времени проходит конкурс для дизайнеров — Rijksstudio Award. В онлайн-библиотеке музея размещены сотни картин, гравюр и скульптур. Дизайнерам предлагают создать собственные шедевры дизайна на основе представленных произведений искусства. Даже если не планируете участвовать в конкурсе, подпишитесь на крутые коллекции музея.

Как с этими инструментами работает Женя:

СОВЕТЫ И КЕЙС

Один из последних кейсов — «Quoroom event space» на Печерске. Название и идея родились из ассоциаций: Quorum (англ. «собрание») и room (англ. «комната, пространство»). Я зацепилась за «пространство», space, а оно может быть не только комнатным, но и космическим. Буква Q в названии — тоже метафора.

Сам «IQ-центр» сверху напоминает эту букву, только с круглым хвостиком. Поэтому я взяла Q за основу, добавила квадратный хвостик, который символизировал комнату, и создала логотип. Цвета (черный + различные яркие оттенки) тоже связаны с космосом. Кроме того, хвостик Q хорошо трансформируется под нужды клиента — меняет цвет и текстуру в зависимости от типа ивента. Я быстро пришла к этой концепции, потому что когда-то увлекалась астрономией. Поэтому важно интересоваться еще чем-то кроме дизайна.

Как применить теорию на практике и создать дизайн

  • 1

    Найти нужную форму.
    Форма — это то, от чего вы оттолкнетесь в самом начале. Подумайте и найдите:
    метафору, аналогию, образ, которые вам подходят. В дальнейшем вам нужно будет найти способ, чтобы форму реализовать.

  • 2

    Найти приемы.
    Подберите к найденной форме прием, который работает для вас. Важно: Не ищите визуальные референсы, сначала придумайте идею. Она станет скелетом-структурой, на которую вы будете нанизывать визуальные приемы.

  • 3

    Верить в идею.
    Верить в свою идею — острая и актуальная проблема для профессионалов и новичков, и она не зависит от опыта или умения. Поэтому всегда нужно «добивать» свою идею, совершенствовать и верить в нее.

Что делать, когда ничего не получается

Первое и главное — успокойтесь, не паникуйте. Тяжелые времена бывают у всех.

План спасения

Наведите порядок на вашем рабочем месте, разберите файлы на рабочем компьютере.

Разбейте большую задачу на маленькие кусочки. Так вы будете видеть прогресс.

Прогуляйтесь. Если у вас творческий кризис, не пытайтесь переделать все в панике. Пройдитесь, попейте кофе.

Начните сначала. Если кофе не помог, вдохновение не пришло, а идея не работает — закройте документ и начните сначала. Или доработайте другую идею, которая у вас осталась.

Не скрывайте идеи. Покажите драфтовую версию тем, кому доверяете. Может, ваша идея действительно крутая, но замыленным глазом вы этого не замечаете.

Винишко? ☺ Если у вас была сложная-сложная неделя и куча работы, можно со спокойной совестью выпить бокал вина.

Что бы ни случилось, всегда помните, что ваш опыт — уникален. Никогда не стесняйтесь собственных идей, пробуйте новое и не бойтесь открываться миру. И все будет дизайн!

Похожие статьи

БлогБлог
  • How to hype?
    Автор: Оля Ткачук, креатор Grape

    How to hype?